Яма и нияма. Зачем они мне.

Фадеев Ф.И. Москва. chin-chin(собаka)rambler(точka)ru
При перепечатке указание автора и ссылка на полный текст обязательны.
Редакция 1.05 от 19.10.2001 (предыдущая была от 04.04.2001)

О чем эта статья.

Что происходит при практике яма и нияма (возможно, описанный ниже - это один из результатов их практикования, он показался мне значимым). О полезности и даже необходимости применения простых дисциплин яма и нияма в качестве составной части любой практики повышающей энергетику, будь то магия, медитация, биоэнергетика, йога или какая-то еще родственная область. Простые, естественные, не производящие напряжений упражнения позволяют повысить безопасность (и, как следствие, скорость и результативность) других практик саморазвития.

Что такое дисциплины яма и нияма, кто их придумал.

Упоминается о них в индийской йоге (и не только там). Вот различные переводы из знаменитого трактата "Йога Сутра" Патанджали.

30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.

32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

(Перевод с санскрита: Рудой и Островская )

30. Непричинение вреда, правдивость ко всем существам, воздержание от воровства, невоздержанности и жадности составляют яму или пять заповедей.

32. Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворённость, огненное устремление, духовное чтение и служение Ишваре составляют нияму (или пять правил).

(из книги "Свет души" Алисы Бейли. Переведено на английский Тибетцем Д.К.)

30. Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие даров - называется Яма.

32. Внутреннее и наружное очищение, довольство, самообуздание, изучение и поклонение Богу составляют Нияму.

(Свами Вивекананда. Афоризмы Патанджали. Сосница 1911. Перевод с англ. - П.Попов)

30. Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неприсвоение чужого), брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров).

32. Нияма (или соблюдение требований) - это чистоплотность, удовлетворенность, аскетичность, изучение писаний и стойкая преданность Ишваре.

(Перевод с санскрита - Свенссон)

Йама 30. Йама состоит в отрицании убийства, лжи, неприятие воровства, жадности и алчности.

Нияма 32. Нияма состоит в чистоте, воздержании, самосовершенствовании, учении и посвящении [плодов] Богу.

(Перевод с санскрита - Фальков)

Почему именно эти дисциплины а не какие-нибудь другие.

Известно, что любая дисциплина, любое самоограничение дает энергию практикующему. В этом смысле, казалось бы, нет разницы как именно себя ограничивать. Но уважаемые учителя настаивают именно на этих конкретных дисциплинах. Практикование позволяет увидеть, что эти дисциплины несут в себе совершенно необходимую настройку индивидуума.

Для чего они желающему практиковать магию.

Хотя далее по тексту я использую слово "магия", но все нижесказанное можно отнести и к другим областям. Пусть "магия" звучит в самом широком смысле, как собирательный термин для практик, расширяющих возможности, сознание, энергетику, жизненную сферу человека. (Просьба не заостряться на этом термине, особенно к тем, кому он чужд).

Существует несколько сложностей связанных со входом в магию. Они не слишком большие, но в них легко можно заблудиться, если не иметь предварительной подготовки. Самое интересное, что человек, не владеющий этой настройкой, не в силах увидеть, что он постоянно находится, мягко говоря, в нелучшем состоянии. Практика Яма Нияма порождает в челвеке некоторое состояния (эмоций, ума, внутренних ощущений) которое лучше (чем что?) подходит для начала магических практик. Нужное состояние дает возможность двигаться более уверенно.

Любая магия начинается с получения в свое распоряжение некоторой дополнительной энергии. За счет / с помощью / благодаря этой энергии становятся возможны магические события. Основная часть этой энергии (по крайней мере в начале магического опыта) находится в области эмоций и чувств, внутренних ощущений. Основным способом направлять эту энергию в действие является некоторый срез, некоторая область чувственно-эмоциональных состояний, ума, воображения.

Тут возникает определенная сложность. Обычный нормальный человек плохо управляет своими чувствами, более того он может не различать в своих чувствах (не осознавать ясно, плохо управлять) ту область, которая отвечает за выполнение магических действий.

Проще было бы сказать, что обретя силу, он может неуправляемо пожелать чего-то, что сбудется. Но такая формулировка не совсем верна, так как магическое действие начнется даже без конкретно оформленных слов, идеи или желания. Просто внутренний чувственно-эмоциональный строй человека "вылезает" в область ответственную за магические действия. Эти автоматические воздействия часто бывают вредными.

Вторая сложность в том, что многие люди не привыкли дозировать свои эмоции. Для большинства каждая эмоция ограничена лишь общим лимитом энергии. Редко можно услышать что-то типа "я немного зол", "я слегка расстроен", "я чуть-чуть радуюсь"; гораздо чаще "я взбешен", "я так расстроен", "я абсолютно счастлив". Так вот, имея в своем распоряжении дополнительный приток энергии, человек запросто может перегрузить свою эмоциональную сферу (эта перегрузка плохо видна, но от этого не становится менее вредной), или перегрузить собственный ум мыслями.

Третья сложность, и она с самыми невыгодными последствиями. Дело в том, что случайные, неконтролируемые, невыверенные магические действия с легкостью могут быть направлены практикующим на самого себя. Он тут практически ничем не отличается от внешних предметов. Как известно, чтобы принести пользу или серьезный вред, надо серьезно потрудиться. А эти случайные импульсы обычно бывают слабы и коротки, так что проблема не так страшна как могло бы показаться. Но даже нейтральные действия запутывают ситуацию, мешая продвижению и пониманию.

Все три проблемы и их последствия довольно слабо видны. При беглом взгляде на свои упражнения человек чувствует что "просто не идет, не получается, не клеится". Практика откладывается на завтра, на месяц, на годы. Человек находится в обычном состоянии, оно для него привычно и нормально, он и не подозревает, что это состояние на самом деле, в соответствии с реальным положением вещей, не вполне пригодно при магической практике.

Например, какой-то человек часто злился. Его злость постепенно вошла в привычку, она уже не осознается как злость, она превратилась в неясное чувство где-то в теле. Это чувство направляется на все что он видит, в том числе на него самого. Взяв дополнительный приток энергии, он слегка навредит окружающим, сильнее навредит себе (потому что на себя он смотрит больше времени). Растратит дополнительную энергию через это чувство, напрягши свою нервную систему. Результат будет - усталость и неудовлетворенность из-за растраты и перегрузки, тормоз в магическом продвижении из-за воздействия на себя и окружающих людей.

Итак, что даст применение этих дисциплин.

Каждая из дисциплин дает возможность осознать более детально различные области эмоций и ощущений, не путать, а различать близкие, похожие, но разные ощущения. Дисциплины дают возможность иметь некое нейтральное состояние, некий нейтральный платсдарм, находясь в котором, мы как бы отключаем часть наших воздействий на окружающий мир, и, с другой стороны, осознав себя на нем, можем точно двинуться в нужную сторону. Это способ упорядочить, узнать и очистить важную часть своего внутреннего мира. Кроме того, каждая дисциплина имеет и свой особенный результат.

Умеренность во всем.

Умеренность во всем происходит от и в то же самое время тренирует умеренность в эмоциях. Это умение дозировать энергию. Дозировать магическое воздействие. Не перегружаться своими эмоциями, мыслями, циклами и т.д. Привычка не перегружать свою энергосистему, работать не на максимуме. Не два положения - полная мощь или ничего, а промежуточное значение по необходимости.

Говорение правды.

Скорее, говорение слов в соответствии с действительностью и своими знаниями. В подавляющем количестве случаев (конечно же, это относится :) и к Вам тоже, читатель) человек говорит сам с собой словами. Так вот, если он выставляет неточную, а то и ложную формулировку, сам ее воспринимает, он, как система в целом, не имеет точности. Он не может правильно оценить свои действия и окружающее. Короче говоря, у него мало шансов идти по магическому пути. Таким образом, умение оценивать окружающее и свои достижения в соответствии с действительностью. Еще умение правильно переводить многие ощущения в слова. Умение воспринимать события, факты, информацию адекватно, видеть то что есть на самом деле, "видеть правду".

Говорение правды имеет еще один нетривиальный аспект. Практикуясь в этой дисциплине, говоря все более и более точно, человек постепенно узнает особое ощущение, если угодно "связь" между словами и реальностью. Эта связь действует в обе стороны, действительность порождает слова, слова порождают действительность. Как сказал Вивекананда в комментарии к соответствующим стихам Йога-Сутры Патанджали, "сначала йог говорит только правду, потом йог говорит только правду (потом - что бы ни сказал йог, будет правдой)".

Непричинение вреда.

Умение, натренированность не причинять вред по привычке, по инерции, по случайным эмоциям. В первую очередь не причинять вред самому себе. Дает возможность не тормозить свою практику. (Или, по крайней мере, не попасть в психушку)

Особенности применения на практике.

Особо отмечу, что эти дисциплины являются не столько морально-этическими принципами поведения человека, а главное являются способом выработать у практикующего особый строй его внутренней системы, естественное понимание этого строя, упорядоченность, управляемость чувствами, эмоциями, умом, собой в целом. Это способ выработать естественное умение вести себя в эмоциональной сфере определенным образом (и в других сферах тоже).

В случае рассмотрения этих дисциплин с точки зрения магии, можно сказать понятнее: основная цель - выстроить себя (привыкнуть вести себя) так, чтобы быть способным принять дополнительную энергию без потери своей стабильности (как личности, как развивающегося в магической области, как здорового психически и физически человека).

Практика осуществляется следующим образом и это важно. В той ситуации, когда применение какой-то конкретной дисциплины не напрягает ваши эмоции, не напрягает ваши чувства, когда вам в общем безразлично поступить в соответствии с дисциплиной или не в соответствии , тогда практикуйте дисциплину, тогда поступайте в соответствии с ней. Такой подход необходимо применять, чтобы не возникало конфликтов между дисциплиной и общественной жизнью. Такие конфликты вызывают напряжение, дискомфорт, беспокойство в уме и чувствах, а следовательно отвлечение от основного направления. Движение ума и чувств в сторону упорядоченности и ясности - это общее желательное и искомое направление. Упражнения, разумеется, не должны приводить к противоположному результату. Такой подход позволяет яснее увидеть особенное состояние, возникающее при действии; оно меньше заслонено посторонними эмоциями и ощущениями.

В той ситуации, когда Вам в общем безразлично, сказать правду или сказать как обычно, когда ваше говорение правды никак (или почти никак) не повлияет на вашу социальную жизнь, когда с одинаковым результатом вы можете сказать и правдиво и ложно, тогда вы говорите правду.

Говорение правды можно и не доводить до предела, когда все твои слова будут выполняться (это напрягает само по себе). Также совершенно не нужно лезть на рожон или рубить правду-матку. Например, слова "возможно" или "может быть" часто соответствуют действительности. Или заранее можно говорить так, чтобы собеседник выстраивал (в соответствии со своей информированностью) другой смысл, хотя ты говорил чистейшую правду. Можно говорить правду, но не всю.

О сроках получения результатов.

Сроки довольно короткие. Например, говорение правды начинает давать ясные результаты уже через несколько дней или неделю после начала использования.

Результат приходит автоматически. Пробуя поступать в соответствии с дисциплинами, вы узнаете некоторые аспекты себя, некоторые аспекты своих чувств и ощущений, это узнавание, эта информация и есть цель данных упражнений. Продолжая применять дисциплины, вы узнаете вашу систему все больше, начинаете понимать ее, научаетесь управлять ею, привыкаете находиться в правильном состоянии. Это понимание и умение и есть цель.

В идеале видится такая последовательность. Человек использует дисциплину специально и осознанно. Все шаги дальше происходят сами собой, как автоматический результат первого шага. Замечает особенное состояние, возникающее при соответствующем поведении. Научается быть в этом состоянии, добавлять и убирать его осознанно и быстро. Научется различать его от близких и похожих, но других состояний. Убеждается в полезности этого состояния для себя (или не убеждается и тогда не использует его). Проводит это состояние во все свои действия, делая его частью своей натуры.

В заключение.

Большинство изложенного может показаться самоочевидным. Но в том то все дело, что магический путь не сложен, сложность в том чтобы все поставить на свои места. Это кажется легким, когда читаешь. Это приносит удовлетворение когда чувствуешь результат практики. К нашему счастью, существуют простые и высокоэффективные решения, которые позволяют легко и красиво достигать намеченные цели. Эти дисциплины тот самый случай.

Тут я подробно рассмотрел три дисциплины, которые я использую больше других, которые для меня оказались наиболее значимыми. Думаю, что эти три являются совершенно необходимыми для сколько-нибудь реального продвижения в магии (наверное, возможно, что кто-то с рождения или в силу воспитания уже владеет ими и поступает в соответствии с ними). Думаю, практикуя остальные, вам легко будет увидеть какую сторону они настраивают.



Hosted by uCoz